Должна ли быть должностная инструкция у работодателя?
Вопросы разработки, определения должностных обязанностей работников относятся к компетенции работодателя.
Поскольку порядок составления должностных обязанностей нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно их разрабатывает с учетом особенностей своей деятельности.
Должностная инструкция - организационно-правовой документ, регламентирует основные функции, обязанности, права и ответственность работника, составляется работодателем, по каждой должности, предусмотренной штатным расписанием организации, и может иметь обезличенный характер. Предъявляется работнику под роспись при заключении трудового договора (при переводе его на другую должность, при перемещении и т.п.).
Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.
Согласно Письму Роструда от 31.10.2007 № 4412-6 работодатель вправе должностной инструкцией определить трудовую функцию работника, его должностные обязанности, пределы ответственности, квалификационные требования предъявляемых к занимаемой должности.
При разработке должностных обязанностей работодателю следует учитывать требования ст. 195.3 Трудового кодекса РФ.
Поскольку, порядок составления должностной инструкции (регламента) нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно его разрабатывает, решает, как оформлять и (или) вносить изменения, с учетом требований трудового законодательства. При этом наличие данного документа у работодателя не является обязательным, обязанности работника могут содержаться, например, в трудовом договоре, в профессиональных стандартах, в квалификационных справочниках и т. д.
Должностная инструкция (регламент) может быть разработана и утверждена работодателем для определения, конкретизации обязанностей работника, а ее отсутствие не является нарушением, поскольку она не относится к обязательным документам.