Прогноз от Центра по гидрометеорологии и мониторингу среды Республики Коми
1. Оценка состояния явлений и параметров ЧС.
По Республике: Облачно с прояснениями. Ночью небольшой снег, на юго-западе преимущественно без осадков, днем местами небольшой снег. Ветер СЗ 3-8 м/с. Температура ночью -2...-7, при прояснении -11...-16, днем 0...-5, на северо-востоке -6...-11°С.
По Сыктывкару: Облачно с прояснениями. Без существенных осадков. Ветер З 3-8 м/с. Температура ночью -2...-4, днем 0...-2°С.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Прогноз температуры по городам РК
на 27 октября 2023 года
Фактические данные за
25 октября 2023 года
Города
Min температура ночью
Max температура днем
Средняя суточная температура воздуха
Воркута
-14...-16
-8...-10
-11
Инта
-12...-14
-8...-10
-10
Усинск
-11...-13
-8...-10
-5
Печора
-10...-12
-6...-8
-5
Вуктыл
-6...-8
-4...-6
-4
Ухта
-2...-4
-2...-4
-3
Прогноз погоды на 28-29 октября 2023 года;
Облачно с прояснениями. Преимущественно без осадков. 28.10 на крайнем северо-востоке небольшой снег. Ветер В, ЮВ 4-9 м/с. Температура в северных районах ночью -10...-15, днем -6...-11, в южных районах ночью -5...-10, днем -1...-6°С.
2. Радиационная, химическая, бактериологическая обстановка: в норме.
3. Гидрологическая обстановка:
На реках Печорского бассейна продолжается ледообразование. На реке Печоре от с. Усть-Унья до п. Шердино, на участке с. Мутный Материк — Щелья-Юр, на реке Ижме и ее притоках наблюдается шугоход различной интенсивности. На р. Печора от с. Усть-Щугор до с. Усть-Уса и на реках Усинского бассейна наблюдается средний, густой ледоход.
На р. Вычегда на участке Помоздино — Малая Кужба и на р. Нившера отмечается первичные формы льда в виде сало и заберегов, на остальных участках бассейна чисто.
На реках крайнего юга Летке и Лузе, на реках Мезенского бассейна чисто.
В связи с сохранением морозной погоды образование ледоставных перемычек на реках Усинского бассейна ожидается в период 27-30 октября.
В связи с холодной погодой появление первичных форм льда на реках Вычегодского и Мезенского бассейнов ожидается в период 27 октября- 2 ноября.
Река, озеро/ пункт наблюдения
Критический уровень воды (см) (НЯ/ОЯ)
Наблюдаемый уровень, (см)
Изменения за сутки, (см) (+/-)
Превышение над критическим (см) (+/-)
Характеристика состояния реки, толщина льда
р.Летка/ Летка
550/-
43
-3
-507
Чисто
р.Луза/ Объячево
610/-
148
-12
-462
Чисто
р.Вычегда/ Помоздино
585/-
126
-4
-459
Сало
р.Вычегда/ Усть-Нем
700/-
170
-4
-530
Забереги
р.Вычегда/ М. Кужба
660/-
125
-4
-535
Забереги
р.Вычегда/ Сторожевск
560/-
55
-4
-505
Чисто
р.Вычегда/Сыктывкар
580/640
-2
-2
-582
Чисто
р.Вычегда/ Межог
815/-
165
+2
-650
Чисто
р.Вишера/ Лунь
680/-
180
-6
-500
Чисто
р.Локчим/ Лопыдино
450/-
82
-5
-368
Чисто
р.Сысола/ Койгородок
400/-
33
-3
-367
Чисто
р.Сысола/ Первомайский
580/-
167
-8
-413
Чисто
р.Вашка/ Вендинга
480/-
200
-9
-280
Чисто
р. Вашка/ Важгорт
460/-
194
-7
-266
Чисто
р.Печора/ Якша
690/-
75
-11
-615
Забереги
р.Печора/ Троицко-Печорск
735/-
88
-12
-647
Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Шердино
800/-
92
-10
-708
Забереги, редкий шугоход
р.Печора/ Усть-Щугор
1200/-
147
-21
-1053
Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Усть-Кожва
750/850
108
-14
-642
Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Усть-Уса
1120/-
312
-10
-808
Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Мутный Материк
1060/-
260
-4
-800
Редкий ледоход, шугоход
р.Печора/ Щелья Юр
1145/-
368
-4
-777
Редкий шугоход
р.Печора/ Усть-Цильма
1030/-
293
-10
-737
Чисто
р.Печора/ Ермицы
1030/-
330
-9
-700
Сало
р.Ижма/ Усть-Ухта
790/-
43
-9
-747
Забереги, сало
р.Ижма/ Ижма
600/-
85
-5
-515
Забереги, редкий шугоход
р.Ухта/ Ухта
590/-
311
-2
-279
Снежура
р.Цильма/ Трусово
750/-
204
-18
-546
Забереги, редкий ледоход
р.Пижма/ Боровая
750/-
239
-10
-511
Забереги, редкий ледоход
р.Уса/ Петрунь
840/-
82
-7
-758
Забереги, густой ледоход
р.Адзьва/ Харута
920/-
151
-7
-769
Забереги, редкий шугоход
р. Колва/ Усть-Колва
1100/-
262
-4
-838
Забереги, средний ледоход
р. Б. Инта/Инта
630/-
-
-
-
-
3.1. Опасные гидрологические явления: не прогнозируются.
3.2. Неблагоприятные гидрологические явления: не прогнозируются.
4. Биолого-социальная обстановка: на контроле.
5. Лесопожарная обстановка: снята с контроля.
6. Прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
6.1. Природно-техногенные риски:
Возможны следующие происшествия, по параметрам не попадающие под критерии ЧС:
- 27 октября 2023 года в связи с планируемым пуском ракеты-носителя «Союз-2» с космодрома «Плесецк» возможно падение отделяющихся частей ракеты-носителя на территории МО МР «Ижемский», МО МР «Усть-Цилемский»;
- существует риск нарушения в работе объектов энергоснабжения, обрыва ЛЭП (до 0,5) (Источник: физический износ, налипание мокрого снега);
- существует вероятность возникновения крупных ДТП, в т.ч. на опасных участках ФАД, возможны затруднения в движении на автодорогах (до 0,5), (Источник: изношенность дорожного полотна, нарушение ПДД, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков).
Опасные участки ФАД Р-176 «ВЯТКА» Чебоксары– Сыктывкар:
№п/п
Начало – окончание
участка, км
Район
Протяженность, км
Преобладающая
ширина проезжей части, м
1
785-779
Сыктывдинский
6 км
9 м
2
777-767
11 км
9 м
3
765-759
6 км
9 м
4
724-711
Сысольский
13 км
9 м
5
707-701
6 км
9 м
6
695-667
38 км
9 м
7
622-607
Прилузский
15 км
9 м
8
601-585
16 км
9 м
9
549-523
26 км
9 м
6.2. Техногенные риски:
- существует риск возникновения техногенных пожаров в жилом секторе, на социально значимых объектах и др. назначения (с вероятностью до 0,4) (Источник: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, неисправность печного, газового или электрооборудования, увеличения нагрузки на электросети);
- возможно возникновение чрезвычайных ситуаций на магистральных, межпромысловых и промысловых участках нефте- и газопроводов в г. Сыктывкаре, Ухтинском, Воркутинском, Интинском, Печорском, Сосногорском, Усинском, Вуктыльском, Ижемском, Княжпогостском, Сыктывдинском, Троицко-Печорском, Усть-Вымском и Усть-Цилемском муниципальных образованиях Республики Коми (с вероятностью до 0,3) (Источник: подвижки грунта, износ оборудования, некачественный ремонт оборудования, брак строительно-монтажных работ, заводской дефект оборудования, несоблюдение правил безопасности);
- существует вероятность ЧС и аварий на шахтах в Воркутинском и Ухтинском муниципальных образованиях Республики Коми со смертельным исходом и тяжелыми последствиями (с вероятностью до 0,2) (Источник: неисправность оборудования, обрушение горных пород, возможное превышение предельно допустимой концентрации газа);
- существует риск происшествий и аварий на ж/д транспорте (с вероятностью до 0,3) (Источник: неисправность железнодорожных путей, нарушение правил эксплуатации и дефекты оборудования, нарушение ПДД водителями автотранспорта, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков);
- существует риск взрыва бытового газа (с вероятностью до 0,1) (Источник: изношенность и техническая неисправность оборудования, несанкционированные врезки в трубопроводы, неосторожное обращение с газом в быту);
- существует вероятность возникновения авиационных инцидентов, а также нарушения в работе аэропортов и вертолетных площадок (с вероятностью до 0,1) (Источник: неисправность оборудования, несоблюдение правил безопасности, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков);
- существует вероятность аварий на потенциально опасных и критически важных объектах (с вероятностью до 0,2) (Источник: дефекты оборудования, нарушения требований безопасности);
- возможны нарушения в работе объектов ЖКХ на территории республики повсеместно (с вероятностью до 0,4) (Источник: изношенность водопроводных, тепловых и канализационных сетей).
6.3. Природные ЧС:
- существует риск происшествий на водных объектах, связанный с нарушением правил поведения на воде;
- существует риск пропажи людей на территории лесных массивов в связи со сборами дикоросов;
- существует вероятность подтопления низменных участков улиц и автомобильных дорог в период сильных дождей по причине слабого пропуска воды ливневой канализацией и дренажной системой;
- по сведениям Управления Федеральной службы по надзору, в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми повышена вероятность заболеваемости населения ОРЗ и ОРВИ, энтеровирусными инфекциями. В связи с распространением коронавирусной инфекции существует риск увеличения числа заболевших, с угрозой летального исхода;
- по сведениям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Североморского межрегионального управления существует риск распространения сибирского шелкопряда, выявленный на территориях МОМР «Прилузский», МОМР «Сысольский», МОМР «Койгородский», МОМР «Троицко-Печорский», МОМР «Сыктывдинский».
7. Рекомендации по предупреждению возможных рисков ЧС Ф и ТП РСЧС.
- организовать доведение ежедневного оперативного прогноза (в том числе штормовых предупреждений в случае поступления) до населения, организаций и учреждений с круглосуточным пребыванием людей (детей), детских оздоровительных лагерей и других оздоровительных учреждений, а также до организаторов и участников мероприятий с массовым сосредоточением людей, в случае проведения таковых мероприятий на территории МО, организаций (учреждений), предоставляющих услуги туризма, групп, спланированных к выходу на туристические маршруты, спасательных формирований;
- организовать информирование населения о параметрах прогнозируемых природных явлений с рекомендациями о соблюдении правил, норм безопасности и мер предосторожности. В случае поступления штормовых предупреждений посредством всех имеющихся способов оповещения (информирования): РАСЦО «Парма», местные СМИ (телерадиовещание), интернет (официальный сайт администрации МО, официальная страница в социальных сетях, информагентства), СМС-оповещение, подворовой обход, путем привлечения автомобильной техники спецслужб, оборудованной громкоговорящей связью, другими средствами и способами оповещения (информирования).
По недопущению пожаров:
- совместно с органами внутренних дел и жилищно-эксплуатационными организациями проводить работу по профилактике правонарушений в области пожарной безопасности в местах возможного проживания лиц без определенного места жительства, в неблагополучных семьях и среди граждан, ведущих антисоциальный образ жизни;
- совместно с жилищно-эксплуатационными организациями провести проверки распределительных щитов, монтажа электропроводки;
- организовать профилактические мероприятия по устранению нарушений правил эксплуатации пиротехнических изделий среди населения;
- совместно с обслуживающими организациями провести разъяснительную работу среди населения по правилам пользования и содержания электрооборудования в исправном состоянии применения открытого огня и запрете курения;
- организовать размещение в СМИ информации о произошедших пожарах, их последствиях, требованиях пожарной безопасности в быту;
- обеспечить реализацию решений, принятых на заседании КЧС и ОПБ Республики Коми (протокол № 2 от 21.04.2023);
- проводить обучение населения мерам пожарной безопасности при поквартирных обходах, проверках жилых домов, на собраниях жильцов и в учебно-консультационных пунктах при администрациях районов города;
- проверить наличие, состояние и возможность подъезда к пожарным водоемам, пожарным гидрантам и другим источникам противопожарного водоснабжения;
- организовать взаимодействие с организациями-балансодержателями источников противопожарного водоснабжения по обеспечению работоспособности данных источников, своевременной очистке подъездных путей к ним;
- обеспечить контроль над выявлением термически активных точек на территории муниципального образования, своевременную их проверку (в том числе с использованием информационного портала и мобильного приложения МЧС России «Термические точки») и оперативное реагирование в случае обнаружения возгорания;
- обустройство, контроль за состоянием и проведение своевременной очистки противопожарных преград на всей протяженности границы населенных пунктов, подверженных угрозе природных пожаров, с лесным участком;
По недопущению происшествий на водных объектах:
- организовать доведение информации до населения через СМИ и наглядную агитацию, контролировать выполнение мероприятий по охране жизни людей на водных объектах выставить аншлаги, организовать размещение предупреждающих и запрещающих знаков.
По недопущению аварий на транспорте:
- организовать контроль состояния дорожного полотна, при необходимости закрыть участки дорог для движения, обеспечить освещение мостов и улиц, железнодорожных переездов, усилить контроль за соблюдением скоростного режима на дорогах общего пользования;
- поддерживать дорожные службы в готовности к немедленному реагированию на возможные неблагоприятные явления. Обеспечить своевременный выход техники при возникновении неблагоприятных (опасных) метеорологических явлений;
- совместно с органами ГИБДД продолжить реализацию мер по предупреждению аварийных ситуаций на автомобильных дорогах;
- совместно с органами ГИБДД проводить разъяснительную работу с автовладельцами по заблаговременной смене летней резины на зимнюю, а также подготовке транспортных средств к эксплуатации в зимний период.
По предупреждению аварий на объектах ЖКХ и энергетики:
- обратить особое внимание на работу систем жизнеобеспечения на объектах социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей;
- проконтролировать готовность соответствующих служб к предупреждению и реагированию на факты аварий на коммунально-энергетических системах в соответствии с прогнозом;
- в случае отключения электроснабжения направить представителей (оперативные группы) администрации МО на социально значимые объекты и объекты жизнеобеспечения населения с целью проверки резервных источников питания, запасов ГСМ и готовности персонала данных объектов к проведению необходимых мероприятий, с указанным персоналом провести инструктажи.
По недопущению природных ЧС:
- организовать проведение разъяснительной работы с населением через средства массовой информации о соблюдении правил пожарной безопасности в быту и лесах, правил поведения на акваториях, мер безопасности при эксплуатации отопительных печей;
- организовать мероприятия в целях противодействия распространения коронавирусной инфекции в Республике Коми в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 «О введении режима повышенной готовности»;
- совместно с подразделениями санитарно-эпидемиологического надзора организовать комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости ОРЗ и ОРВИ;
По недопущению происшествий с группами, находящимися на туристских маршрутах:
- органам местного самоуправления организовать работу с поисково-спасательными формированиями по контролю нахождения групп на туристических маршрутах;
- при угрозе возникновения происшествий органам местного самоуправления совместно с организациями, предоставляющими услуги туризма, проработать вопрос о закрытии туристических маршрутов;
- соблюдать порядок регистрации туристских групп в соответствии с установленными требованиями;
- обеспечить проведение (прохождение) инструктажа с туристическими группами (гражданами) по соблюдению правил безопасности.
По недопущению инцидентов, связанных с опасными (неблагоприятными) явлениями:
- организовать доведение ежедневного оперативного прогноза до населения, организаций и учреждений с круглосуточным пребыванием людей (детей), а также до организаторов и участников мероприятий с массовым сосредоточением людей, в случае проведения таковых мероприятий на территории МО, организаций (учреждений), предоставляющих услуги туризма, групп, спланированных к выходу на туристические маршруты, спасательных формирований;
- при поступлении штормовых предупреждений, провести оповещение (информирование) населения посредством всех имеющихся способов оповещения (информирования): РАСЦО «Парма», местные СМИ (телерадиовещание), интернет (официальный сайт администрации МО, официальная страница в социальных сетях, информагентства), СМС-оповещение, подворовой обход, путем привлечения автомобильной техники спецслужб, оборудованной громкоговорящей связью, о параметрах прогнозируемого природного явления с рекомендациями о соблюдении правил пожарной безопасности, соблюдении мер предосторожности;
- при поступлении штормового предупреждения рекомендуется обеспечить незамедлительное доведение прогнозной информации до соответствующих лиц с целью организации СМС-оповещения населения через операторов сотовой связи;
- организовать проверку готовности пунктов временного размещения населения и резервных источников электроснабжения;
- заблаговременно предусмотреть проведение заседания КЧС и ОПБ МО по подготовке к действиям в соответствии с прогнозируемыми рисками возникновения ЧС;
- уточнить планы действий и перечень мероприятий при введении режимов «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» и «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ», рассмотреть вопрос введения соответствующего режима функционирования для муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС и обеспечить проведение предусмотренных для соответствующего режима функционирования мероприятий;
- уточнить силы и средства, привлекаемые для ликвидации возможных ЧС и быть в готовности к их оперативному применению;
- главам (руководителям) администраций муниципальных образований рассмотреть вопрос введения соответствующего режима функционирования для Коми республиканской подсистемы РСЧС.