Прогноз от Центра по гидрометеорологии и мониторингу среды Республики Коми
1. Оценка состояния явлений и параметров ЧС.
По Республике: Облачно с прояснениями. В северных и центральных районах снег, местами сильный, в южных районах осадки (снег, мокрый снег, дождь), ночью на крайнем юге сильные. Местами гололедно-изморозевое отложение. Ночью местами туман. Ветер Ю, ЮВ с переходом на З, СЗ 6-11 м/с, местами порывы 15-17 м/с. Температура в северных районах ночью -7...-12, днем 0...-5, местами -5...-10; в южных районах ночью 0...-5, днем +2...-3°С.
По Сыктывкару: Облачно с прояснениями. Ночью сильные осадки, днем небольшой снег. Гололед. Ветер западной четверти 8-13 м/с. Температура ночью и днем 0...-2°С.
Неблагоприятные метеорологические явления: С 18 часов 2 ноября до 18 часов 3 ноября в центральных и северных районах (Ижемский, Княжпогостский, Ухтинский, Сосногорский, Троицко-Печорский, Усинский, Печорский районы) ожидается сильный снег (6 мм и более).
С 18 часов 2 ноября до 09 часов 3 ноября в южных районах (Сысольский, Усть-Вымский, Сыктывдинский, г. Сыктывкар, Корткеросский, Прилузский районы) ожидаются сильные осадки в виде дождя и мокрого снега (20 мм и более).
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Прогноз температуры по городам РК на 3 ноября 2023 года Фактические данные за 1 ноября 2023 года
Города Min температура ночью Max температура днем Средняя суточная температура воздуха
Воркута -8...-10 -8...-10 -10
Инта -8...-10 -5...-7 -10
Усинск -7...-9 -4...-6 -9
Печора -7...-9 -3...-5 -8
Вуктыл -4...-6 0...-2 -7
Ухта -3...-5 -1...-3 -6
Прогноз погоды на 4-5 ноября 2023 года:
4 ноября: Облачно с прояснениями. Ночью местами небольшой, на крайнем северо-востоке умеренный снег, метель. Днем небольшой, местами умеренный снег. Ветер западной четверти 4-9 м/с, на крайнем северо-востоке порывами до 14 м/с. Температура ночью -5...-10, при прояснении -10...-15, днем 0...-5°С.
5 ноября: Облачно с прояснениями. Ночью местами небольшой снег. Днем снег, мокрый снег, местами сильный. Ветер южной четверти 5-10 м/с, на крайнем северо-востоке СЗ 8-13 м/с. Температура ночью -4...-9, при прояснении -12...-17, днем в южных районах +3...-2, на севере -2...-7°С.
2. Радиационная, химическая, бактериологическая обстановка: в норме.
3. Гидрологическая обстановка:
Продолжается процесс ледообразования на реках республики.
Отмечается ледостав с полыньями на р. Вычегда в районе с. Усть-Нем, на р. Нившера у с. Троицк, на р. Вашка у п. Вендинга, на остальных участках рек Вычегодского и Мезенского бассейнов и на реках крайнего юга сохраняются забереги, отмечается шугоход и ледоход различной интенсивности.
Образовался ледостав на реке Цильма.
На р. Ижме в районе с. Усть-Ухта и в верховьях Печоры выше с. Якша, на открытых участках рек Печорского бассейна продолжается шугоход ледоход различной интенсивности.
Река, озеро/ пункт наблюдения Критический уровень воды (см) (НЯ/ОЯ) Наблюдаемый уровень, (см) Изменения за сутки, (см) (+/-) Превышение над критическим (см) (+/-) Характеристика состояния реки, толщина льда
р.Летка/ Летка 550/- 31 0 -519 Забереги
р.Луза/ Объячево 610/- 161 +4 -449 Забереги, средний ледоход
р.Вычегда/ Помоздино 585/- 158 +11 -427 Забереги, средний шугоход
р.Вычегда/ Усть-Нем 700/- 214 -8 -486 Ледостав с полыньями
р.Вычегда/ М. Кужба 660/- 52 -14 -608 Забереги, средний шугоход
р.Вычегда/ Сторожевск 560/- -24 -30 -584 Забереги, сало, средний шугоход
р.Вычегда/Сыктывкар 580/640 -77 -18 -657 Забереги, редкий ледоход
р.Вычегда/ Межог 815/- 93 -10 -722 Забереги, средний шугоход
р.Вишера/ Лунь 680/- 145 -15 -535 Забереги, редкий шугоход
р.Локчим/ Лопыдино 450/- 69 +1 -381 Забереги, средний шугоход
р.Сысола/ Койгородок 400/- 25 -2 -375 Забереги, густой шугоход
р.Сысола/ Первомайский 580/- 136 -2 -444 Забереги, редкий шугоход
р.Вашка/ Вендинга 480/- 140 -6 -340 Ледостав с полыньями
р. Вашка/ Важгорт 460/- 139 -2 -321 Забереги, редкий шугоход
р.Печора/ Якша 690/- 10 -17 -680 Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Троицко-Печорск 735/- 27 +4 -708 Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Шердино 800/- 49 -4 -751 Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Усть-Щугор 1200/- 77 -1 -1123 Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Усть-Кожва 750/850 37 -5 -713 Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Усть-Уса 1120/- 236 -7 -884 Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Мутный Материк 1060/- 130 -15 -930 Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Щелья Юр 1145/- 230 -35 -915 Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Усть-Цильма 1030/- 169 -14 -861 Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Ермицы 1030/- 305 -2 -725 Забереги, средний ледоход
р.Ижма/ Усть-Ухта 790/- 96 +4 -694 Забереги
р.Ижма/ Ижма 600/- 52 -3 -548 Забереги, густой шугоход
р.Ухта/ Ухта 590/- 300 -4 -290 Забереги, средний шугоход
р.Цильма/ Трусово 750/- 198 +33 -552 Ледостав с полыньями
р.Пижма/ Боровая 750/- - - - Ледостав
р.Уса/ Петрунь 840/- - - - Ледостав
р.Адзьва/ Харута 920/- - - - Ледостав
р. Колва/ Усть-Колва 1100/- 244 +3 -856 Ледостав с полыньями
р. Б. Инта/Инта 630/- - - - -
3.1. Опасные гидрологические явления: не прогнозируются.
3.2. Неблагоприятные гидрологические явления: не прогнозируются.
4. Биолого-социальная обстановка: на контроле.
5. Лесопожарная обстановка: снята с контроля.
6. Прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
6.1. Природно-техногенные риски:
Возможны следующие происшествия, по параметрам не попадающие под критерии ЧС:
- существует риск нарушения в работе объектов энергоснабжения, обрыва ЛЭП (до 0,5) (Источник: физический износ, налипание снега, гололедно-изморозевые отложения, порывы ветра);
- существует вероятность возникновения крупных ДТП, в т.ч. на опасных участках ФАД, возможны затруднения в движении на автодорогах (до 0,5), (Источник: изношенность дорожного полотна, нарушение ПДД, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков, гололед).
Опасные участки ФАД Р-176 «ВЯТКА» Чебоксары– Сыктывкар:
№п/п Начало – окончание
участка, км Район Протяженность, км Преобладающая
ширина проезжей части, м
1 785-779 Сыктывдинский 6 км 9 м
2 777-767 11 км 9 м
3 765-759 6 км 9 м
4 724-711 Сысольский 13 км 9 м
5 707-701 6 км 9 м
6 695-667 38 км 9 м
7 622-607 Прилузский 15 км 9 м
8 601-585 16 км 9 м
9 549-523 26 км 9 м
6.2. Техногенные риски:
- существует риск возникновения техногенных пожаров в жилом секторе, на социально значимых объектах и др. назначения (с вероятностью до 0,4) (Источник: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, неисправность печного, газового или электрооборудования, увеличения нагрузки на электросети);
- возможно возникновение чрезвычайных ситуаций на магистральных, межпромысловых и промысловых участках нефте- и газопроводов в г. Сыктывкаре, Ухтинском, Воркутинском, Интинском, Печорском, Сосногорском, Усинском, Вуктыльском, Ижемском, Княжпогостском, Сыктывдинском, Троицко-Печорском, Усть-Вымском и Усть-Цилемском муниципальных образованиях Республики Коми (с вероятностью до 0,3) (Источник: подвижки грунта, износ оборудования, некачественный ремонт оборудования, брак строительно-монтажных работ, заводской дефект оборудования, несоблюдение правил безопасности);
- существует вероятность ЧС и аварий на шахтах в Воркутинском и Ухтинском муниципальных образованиях Республики Коми со смертельным исходом и тяжелыми последствиями (с вероятностью до 0,2) (Источник: неисправность оборудования, обрушение горных пород, возможное превышение предельно допустимой концентрации газа);
- существует риск происшествий и аварий на ж/д транспорте (с вероятностью до 0,3) (Источник: неисправность железнодорожных путей, нарушение правил эксплуатации и дефекты оборудования, нарушение ПДД водителями автотранспорта, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков);
- существует риск взрыва бытового газа (с вероятностью до 0,1) (Источник: изношенность и техническая неисправность оборудования, несанкционированные врезки в трубопроводы, неосторожное обращение с газом в быту);
- существует вероятность возникновения авиационных инцидентов, а также нарушения в работе аэропортов и вертолетных площадок (с вероятностью до 0,1) (Источник: неисправность оборудования, несоблюдение правил безопасности, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков, порывы ветра, гололед);
- существует вероятность аварий на потенциально опасных и критически важных объектах (с вероятностью до 0,2) (Источник: дефекты оборудования, нарушения требований безопасности);
- возможны нарушения в работе объектов ЖКХ на территории республики повсеместно (с вероятностью до 0,4) (Источник: изношенность водопроводных, тепловых и канализационных сетей).
6.3. Природные ЧС:
- существует риск происшествий на водных объектах, связанный с нарушением правил поведения на воде;
- существует риск сдвига понтонных переправ с места их установки в период шугохода и ледообразования;
- существует риск нарушения дорожного сообщения в период межсезонья по причине размытия грунтовых и сезонных дорог;
- существует риск травматизма населения, обусловленный гололедицей на дорогах, тротуарах и дворовых территориях;
- по сведениям Управления Федеральной службы по надзору, в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми повышена вероятность заболеваемости населения ОРЗ и ОРВИ, энтеровирусными инфекциями. В связи с распространением коронавирусной инфекции существует риск увеличения числа заболевших, с угрозой летального исхода;
- по сведениям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Североморского межрегионального управления существует риск распространения сибирского шелкопряда, выявленный на территориях МОМР «Прилузский», МОМР «Сысольский», МОМР «Койгородский», МОМР «Троицко-Печорский», МОМР «Сыктывдинский».
7. Рекомендации по предупреждению возможных рисков ЧС Ф и ТП РСЧС.
- организовать доведение ежедневного оперативного прогноза (в том числе штормовых предупреждений в случае поступления) до населения, организаций и учреждений с круглосуточным пребыванием людей (детей), детских оздоровительных лагерей и других оздоровительных учреждений, а также до организаторов и участников мероприятий с массовым сосредоточением людей, в случае проведения таковых мероприятий на территории МО, организаций (учреждений), предоставляющих услуги туризма, групп, спланированных к выходу на туристические маршруты, спасательных формирований;
- организовать информирование населения о параметрах прогнозируемых природных явлений с рекомендациями о соблюдении правил, норм безопасности и мер предосторожности. В случае поступления штормовых предупреждений посредством всех имеющихся способов оповещения (информирования): РАСЦО «Парма», местные СМИ (телерадиовещание), интернет (официальный сайт администрации МО, официальная страница в социальных сетях, информагентства), СМС-оповещение, подворовой обход, путем привлечения автомобильной техники спецслужб, оборудованной громкоговорящей связью, другими средствами и способами оповещения (информирования).
По недопущению пожаров:
- совместно с органами внутренних дел и жилищно-эксплуатационными организациями проводить работу по профилактике правонарушений в области пожарной безопасности в местах возможного проживания лиц без определенного места жительства, в неблагополучных семьях и среди граждан, ведущих антисоциальный образ жизни;
- совместно с жилищно-эксплуатационными организациями провести проверки распределительных щитов, монтажа электропроводки;
- организовать профилактические мероприятия по устранению нарушений правил эксплуатации пиротехнических изделий среди населения;
- совместно с обслуживающими организациями провести разъяснительную работу среди населения по правилам пользования и содержания электрооборудования в исправном состоянии применения открытого огня и запрете курения;
- организовать размещение в СМИ информации о произошедших пожарах, их последствиях, требованиях пожарной безопасности в быту;
- обеспечить реализацию решений, принятых на заседании КЧС и ОПБ Республики Коми (протокол № 2 от 21.04.2023);
- проводить обучение населения мерам пожарной безопасности при поквартирных обходах, проверках жилых домов, на собраниях жильцов и в учебно-консультационных пунктах при администрациях районов города;
- проверить наличие, состояние и возможность подъезда к пожарным водоемам, пожарным гидрантам и другим источникам противопожарного водоснабжения;
- организовать взаимодействие с организациями-балансодержателями источников противопожарного водоснабжения по обеспечению работоспособности данных источников, своевременной очистке подъездных путей к ним;
- обеспечить контроль над выявлением термически активных точек на территории муниципального образования, своевременную их проверку (в том числе с использованием информационного портала и мобильного приложения МЧС России «Термические точки») и оперативное реагирование в случае обнаружения возгорания;
- обустройство, контроль за состоянием и проведение своевременной очистки противопожарных преград на всей протяженности границы населенных пунктов, подверженных угрозе природных пожаров, с лесным участком;
По недопущению происшествий на водных объектах:
- организовать доведение информации до населения через СМИ и наглядную агитацию, контролировать выполнение мероприятий по охране жизни людей на водных объектах выставить аншлаги, организовать размещение предупреждающих и запрещающих знаков.
По недопущению аварий на транспорте:
- организовать контроль состояния дорожного полотна, при необходимости закрыть участки дорог для движения, обеспечить освещение мостов и улиц, железнодорожных переездов, усилить контроль за соблюдением скоростного режима на дорогах общего пользования;
- поддерживать дорожные службы в готовности к немедленному реагированию на возможные неблагоприятные явления. Обеспечить своевременный выход техники при возникновении неблагоприятных (опасных) метеорологических явлений;
- совместно с органами ГИБДД продолжить реализацию мер по предупреждению аварийных ситуаций на автомобильных дорогах;
- совместно с органами ГИБДД проводить разъяснительную работу с автовладельцами по заблаговременной смене летней резины на зимнюю, а также подготовке транспортных средств к эксплуатации в зимний период.
По предупреждению аварий на объектах ЖКХ и энергетики:
- обратить особое внимание на работу систем жизнеобеспечения на объектах социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей;
- проконтролировать готовность соответствующих служб к предупреждению и реагированию на факты аварий на коммунально-энергетических системах в соответствии с прогнозом;
- в случае отключения электроснабжения направить представителей (оперативные группы) администрации МО на социально значимые объекты и объекты жизнеобеспечения населения с целью проверки резервных источников питания, запасов ГСМ и готовности персонала данных объектов к проведению необходимых мероприятий, с указанным персоналом провести инструктажи.
По недопущению природных ЧС:
- организовать проведение разъяснительной работы с населением через средства массовой информации о соблюдении правил пожарной безопасности в быту и лесах, правил поведения на акваториях, мер безопасности при эксплуатации отопительных печей;
- организовать мероприятия в целях противодействия распространения коронавирусной инфекции в Республике Коми в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 «О введении режима повышенной готовности»;
- совместно с подразделениями санитарно-эпидемиологического надзора организовать комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости ОРЗ и ОРВИ;
По недопущению происшествий с группами, находящимися на туристских маршрутах:
- органам местного самоуправления организовать работу с поисково-спасательными формированиями по контролю нахождения групп на туристических маршрутах;
- при угрозе возникновения происшествий органам местного самоуправления совместно с организациями, предоставляющими услуги туризма, проработать вопрос о закрытии туристических маршрутов;
- соблюдать порядок регистрации туристских групп в соответствии с установленными требованиями;
- обеспечить проведение (прохождение) инструктажа с туристическими группами (гражданами) по соблюдению правил безопасности.
По недопущению инцидентов, связанных с опасными (неблагоприятными) явлениями:
- организовать доведение ежедневного оперативного прогноза до населения, организаций и учреждений с круглосуточным пребыванием людей (детей), а также до организаторов и участников мероприятий с массовым сосредоточением людей, в случае проведения таковых мероприятий на территории МО, организаций (учреждений), предоставляющих услуги туризма, групп, спланированных к выходу на туристические маршруты, спасательных формирований;
- при поступлении штормовых предупреждений, провести оповещение (информирование) населения посредством всех имеющихся способов оповещения (информирования): РАСЦО «Парма», местные СМИ (телерадиовещание), интернет (официальный сайт администрации МО, официальная страница в социальных сетях, информагентства), СМС-оповещение, подворовой обход, путем привлечения автомобильной техники спецслужб, оборудованной громкоговорящей связью, о параметрах прогнозируемого природного явления с рекомендациями о соблюдении правил пожарной безопасности, соблюдении мер предосторожности;
- при поступлении штормового предупреждения рекомендуется обеспечить незамедлительное доведение прогнозной информации до соответствующих лиц с целью организации СМС-оповещения населения через операторов сотовой связи;
- организовать проверку готовности пунктов временного размещения населения и резервных источников электроснабжения;
- заблаговременно предусмотреть проведение заседания КЧС и ОПБ МО по подготовке к действиям в соответствии с прогнозируемыми рисками возникновения ЧС;
- уточнить планы действий и перечень мероприятий при введении режимов «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» и «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ», рассмотреть вопрос введения соответствующего режима функционирования для муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС и обеспечить проведение предусмотренных для соответствующего режима функционирования мероприятий;
- уточнить силы и средства, привлекаемые для ликвидации возможных ЧС и быть в готовности к их оперативному применению;
- главам (руководителям) администраций муниципальных образований рассмотреть вопрос введения соответствующего ре жима функционирования для Коми республиканской подсистемы РСЧС.