Прогноз от Центра по гидрометеорологии и мониторингу среды Республики Коми
1. Оценка состояния явлений и параметров ЧС.
По Республике: Облачно с прояснениями. Ночью местами небольшой, на юго-западе умеренный снег. Днем в северных и центральных районах снег, местами сильный, в южных районах мокрый снег, дождь. В отдельных районах гололедно-изморозевое отложение. Ветер Ю, ЮВ 4-9 м/с, местами порывами до 14 м/с, метель. Температура ночью -7...-12, при прояснении -12...-17, днем -3...-8, на крайнем северо-востоке -8...-13, на юго-западе ночью -3...-8, днем +3...-2°С.
По Сыктывкару: Облачно с прояснениями. Ночью небольшой снег, днем мокрый снег, дождь, гололедно-изморозевое отложение. Ветер ЮВ 4-9 м/с. Температура ночью -5...-7, днем 0...+2°С.
Неблагоприятные метеорологические явления: С 09 до 18 часов 2 ноября в центральных районах (Удорский, Усть-Вымский, Княжпогостский, Ухтинский районы) ожидается сильный снег (6-15 мм).
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Прогноз температуры по городам РК
на 2 ноября 2023 года Фактические данные за
31 октября 2023 года
Города Min температура ночью Max температура днем Средняя суточная температура воздуха
Воркута -14...-16 -8...-10 -10
Инта -13...-15 -7...-9 -8
Усинск -13...-15 -6...-8 -8
Печора -12...-14 -5...-7 -7
Вуктыл -14...-16 -4...-6 -7
Ухта -13...-15 -3...-5 -7
Прогноз погоды на 3-4 ноября 2023 года:
3 ноября: Облачно с прояснениями. Ночью снег, на юге с дождем, местами сильный. Днем небольшие, местами умеренные осадки (мокрый снег, снег). Местами гололед. Ветер З, СЗ 6-11 м/с. Температура ночью и днем в южных районах +1...-4, на севере -4...-9°С. На крайнем северо-востоке: Небольшой снег. Ветер ЮВ, В 5-10 м/с, ночью порывами до 16 м/с, метель. Температура ночью -10...-15, днем -7...-12°С.
4 ноября: Облачно с прояснениями. Местами небольшой снег. Днем в северных районах небольшой, местами умеренный снег. Ветер СЗ, З 6-11 м/с, на крайнем северо-востоке порывами до 15 м/с, временами метель. Температура ночью -6...-11, днем -2...-7°С. На дорогах гололедица.
2. Радиационная, химическая, бактериологическая обстановка: в норме.
3. Гидрологическая обстановка:
Продолжается процесс ледообразования на реках республики.
На реках крайнего юга, на реках Вычегодского и Мезенского бассейнов сохраняется усиление ледообразование, сохраняется увеличение заберегов, отмечается средний и густой шугоход и ледоход.
На всем протяжении реки Печоры продолжается ледоход различной интенсивности.
На реке Ижме и ее притоках средний, густой шугоход.
Образовался ледостав на реках Пижма и Седью.
В период 2-4 ноября на реках Вычегодского и Мезенского бассейнов — ожидается образование перемычек льда на отдельных участках рек, в ходе уровней будут наблюдаться резкие колебания.
Река, озеро/ пункт наблюдения Критический уровень воды (см) (НЯ/ОЯ) Наблюдаемый уровень, (см) Изменения за сутки, (см) (+/-) Превышение над критическим (см) (+/-) Характеристика состояния реки, толщина льда
р.Летка/ Летка 550/- 31 -2 -519 Забереги
р.Луза/ Объячево 610/- 157 +3 -453 Забереги, средний ледоход
р.Вычегда/ Помоздино 585/- 147 +16 -438 Забереги, редкий шугоход
р.Вычегда/ Усть-Нем 700/- 222 +2 -478 Средний ледоход
р.Вычегда/ М. Кужба 660/- 66 -19 -594 Забереги, густой шугоход
р.Вычегда/ Сторожевск 560/- 6 -3 -554 Забереги, средний шугоход
р.Вычегда/Сыктывкар 580/640 -59 -17 -639 Средний ледоход
р.Вычегда/ Межог 815/- 103 -8 -712 Забереги, средний шугоход
р.Вишера/ Лунь 680/- 160 -3 -520 Сало, забереги
р.Локчим/ Лопыдино 450/- 68 0 -382 Забереги, редкий шугоход
р.Сысола/ Койгородок 400/- 27 +2 -373 Забереги, густой шугоход
р.Сысола/ Первомайский 580/- 138 -2 -442 Забереги, средний шугоход
р.Вашка/ Вендинга 480/- 146 -8 -334 Неполный ледостав
р. Вашка/ Важгорт 460/- 141 -7 -319 Забереги, средний шугоход
р.Печора/ Якша 690/- 27 -13 -663 Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Троицко-Печорск 735/- 23 -3 -712 Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Шердино 800/- 53 -9 -747 Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Усть-Щугор 1200/- 78 +8 -1122 Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Усть-Кожва 750/850 42 -10 -708 Забереги, густой ледоход
р.Печора/ Усть-Уса 1120/- 243 -12 -877 Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Мутный Материк 1060/- 145 -36 -915 Забереги, средний ледоход
р.Печора/ Щелья Юр 1145/- 265 -26 -880 Забереги, редкий ледоход
р.Печора/ Усть-Цильма 1030/- 183 -15 -847 Забереги, густой ледоход
р.Печора/ Ермицы 1030/- 307 +10 -723 Забереги, средний ледоход
р.Ижма/ Усть-Ухта 790/- 92 +82 -698 Забереги, средний шугоход
р.Ижма/ Ижма 600/- 55 -2 -545 Забереги, густой шугоход
р.Ухта/ Ухта 590/- 304 +4 -286 Забереги, средний шугоход
р.Цильма/ Трусово 750/- 165 +12 -585 Забереги, густой ледоход
р.Пижма/ Боровая 750/- 238 +33 -512 Ледостав
р.Уса/ Петрунь 840/- - - - Ледостав с полыньями
р.Адзьва/ Харута 920/- - - - Ледостав
р. Колва/ Усть-Колва 1100/- 241 -3 -859 Ледостав с полыньями
р. Б. Инта/Инта 630/- - - - -
3.1. Опасные гидрологические явления: не прогнозируются.
3.2. Неблагоприятные гидрологические явления: не прогнозируются.
4. Биолого-социальная обстановка: на контроле.
5. Лесопожарная обстановка: снята с контроля.
6. Прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
6.1. Природно-техногенные риски:
Возможны следующие происшествия, по параметрам не попадающие под критерии ЧС:
- существует риск нарушения в работе объектов энергоснабжения, обрыва ЛЭП (до 0,5) (Источник: физический износ, налипание снега, гололедно-изморозевое порывы ветра);
- существует вероятность возникновения крупных ДТП, в т.ч. на опасных участках ФАД, возможны затруднения в движении на автодорогах (до 0,5), (Источник: изношенность дорожного полотна, нарушение ПДД, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков, гололед).
Опасные участки ФАД Р-176 «ВЯТКА» Чебоксары– Сыктывкар:
№п/п Начало – окончание
участка, км Район Протяженность, км Преобладающая
ширина проезжей части, м
1 785-779 Сыктывдинский 6 км 9 м
2 777-767 11 км 9 м
3 765-759 6 км 9 м
4 724-711 Сысольский 13 км 9 м
5 707-701 6 км 9 м
6 695-667 38 км 9 м
7 622-607 Прилузский 15 км 9 м
8 601-585 16 км 9 м
9 549-523 26 км 9 м
6.2. Техногенные риски:
- существует риск возникновения техногенных пожаров в жилом секторе, на социально значимых объектах и др. назначения (с вероятностью до 0,4) (Источник: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, неисправность печного, газового или электрооборудования, увеличения нагрузки на электросети);
- возможно возникновение чрезвычайных ситуаций на магистральных, межпромысловых и промысловых участках нефте- и газопроводов в г. Сыктывкаре, Ухтинском, Воркутинском, Интинском, Печорском, Сосногорском, Усинском, Вуктыльском, Ижемском, Княжпогостском, Сыктывдинском, Троицко-Печорском, Усть-Вымском и Усть-Цилемском муниципальных образованиях Республики Коми (с вероятностью до 0,3) (Источник: подвижки грунта, износ оборудования, некачественный ремонт оборудования, брак строительно-монтажных работ, заводской дефект оборудования, несоблюдение правил безопасности);
- существует вероятность ЧС и аварий на шахтах в Воркутинском и Ухтинском муниципальных образованиях Республики Коми со смертельным исходом и тяжелыми последствиями (с вероятностью до 0,2) (Источник: неисправность оборудования, обрушение горных пород, возможное превышение предельно допустимой концентрации газа);
- существует риск происшествий и аварий на ж/д транспорте (с вероятностью до 0,3) (Источник: неисправность железнодорожных путей, нарушение правил эксплуатации и дефекты оборудования, нарушение ПДД водителями автотранспорта, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков);
- существует риск взрыва бытового газа (с вероятностью до 0,1) (Источник: изношенность и техническая неисправность оборудования, несанкционированные врезки в трубопроводы, неосторожное обращение с газом в быту);
- существует вероятность возникновения авиационных инцидентов, а также нарушения в работе аэропортов и вертолетных площадок (с вероятностью до 0,1) (Источник: неисправность оборудования, несоблюдение правил безопасности, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков, гололед);
- существует вероятность аварий на потенциально опасных и критически важных объектах (с вероятностью до 0,2) (Источник: дефекты оборудования, нарушения требований безопасности);
- возможны нарушения в работе объектов ЖКХ на территории республики повсеместно (с вероятностью до 0,4) (Источник: изношенность водопроводных, тепловых и канализационных сетей).
6.3. Природные ЧС:
- существует риск происшествий на водных объектах, связанный с нарушением правил поведения на воде;
- существует риск сдвига понтонных переправ с места их установки в период шугохода и ледообразования;
- существует риск нарушения дорожного сообщения в период межсезонья по причине размытия грунтовых и сезонных дорог;
- существует риск травматизма населения, обусловленный гололедицей на дорогах, тротуарах и дворовых территориях;
- по сведениям Управления Федеральной службы по надзору, в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми повышена вероятность заболеваемости населения ОРЗ и ОРВИ, энтеровирусными инфекциями. В связи с распространением коронавирусной инфекции существует риск увеличения числа заболевших, с угрозой летального исхода;
- по сведениям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Североморского межрегионального управления существует риск распространения сибирского шелкопряда, выявленный на территориях МОМР «Прилузский», МОМР «Сысольский», МОМР «Койгородский», МОМР «Троицко-Печорский», МОМР «Сыктывдинский».
7. Рекомендации по предупреждению возможных рисков ЧС Ф и ТП РСЧС.
- организовать доведение ежедневного оперативного прогноза (в том числе штормовых предупреждений в случае поступления) до населения, организаций и учреждений с круглосуточным пребыванием людей (детей), детских оздоровительных лагерей и других оздоровительных учреждений, а также до организаторов и участников мероприятий с массовым сосредоточением людей, в случае проведения таковых мероприятий на территории МО, организаций (учреждений), предоставляющих услуги туризма, групп, спланированных к выходу на туристические маршруты, спасательных формирований;
- организовать информирование населения о параметрах прогнозируемых природных явлений с рекомендациями о соблюдении правил, норм безопасности и мер предосторожности. В случае поступления штормовых предупреждений посредством всех имеющихся способов оповещения (информирования): РАСЦО «Парма», местные СМИ (телерадиовещание), интернет (официальный сайт администрации МО, официальная страница в социальных сетях, информагентства), СМС-оповещение, подворовой обход, путем привлечения автомобильной техники спецслужб, оборудованной громкоговорящей связью, другими средствами и способами оповещения (информирования).
По недопущению пожаров:
- совместно с органами внутренних дел и жилищно-эксплуатационными организациями проводить работу по профилактике правонарушений в области пожарной безопасности в местах возможного проживания лиц без определенного места жительства, в неблагополучных семьях и среди граждан, ведущих антисоциальный образ жизни;
- совместно с жилищно-эксплуатационными организациями провести проверки распределительных щитов, монтажа электропроводки;
- организовать профилактические мероприятия по устранению нарушений правил эксплуатации пиротехнических изделий среди населения;
- совместно с обслуживающими организациями провести разъяснительную работу среди населения по правилам пользования и содержания электрооборудования в исправном состоянии применения открытого огня и запрете курения;
- организовать размещение в СМИ информации о произошедших пожарах, их последствиях, требованиях пожарной безопасности в быту;
- обеспечить реализацию решений, принятых на заседании КЧС и ОПБ Республики Коми (протокол № 2 от 21.04.2023);
- проводить обучение населения мерам пожарной безопасности при поквартирных обходах, проверках жилых домов, на собраниях жильцов и в учебно-консультационных пунктах при администрациях районов города;
- проверить наличие, состояние и возможность подъезда к пожарным водоемам, пожарным гидрантам и другим источникам противопожарного водоснабжения;
- организовать взаимодействие с организациями-балансодержателями источников противопожарного водоснабжения по обеспечению работоспособности данных источников, своевременной очистке подъездных путей к ним;
- обеспечить контроль над выявлением термически активных точек на территории муниципального образования, своевременную их проверку (в том числе с использованием информационного портала и мобильного приложения МЧС России «Термические точки») и оперативное реагирование в случае обнаружения возгорания;
- обустройство, контроль за состоянием и проведение своевременной очистки противопожарных преград на всей протяженности границы населенных пунктов, подверженных угрозе природных пожаров, с лесным участком;
По недопущению происшествий на водных объектах:
- организовать доведение информации до населения через СМИ и наглядную агитацию, контролировать выполнение мероприятий по охране жизни людей на водных объектах выставить аншлаги, организовать размещение предупреждающих и запрещающих знаков.
По недопущению аварий на транспорте:
- организовать контроль состояния дорожного полотна, при необходимости закрыть участки дорог для движения, обеспечить освещение мостов и улиц, железнодорожных переездов, усилить контроль за соблюдением скоростного режима на дорогах общего пользования;
- поддерживать дорожные службы в готовности к немедленному реагированию на возможные неблагоприятные явления. Обеспечить своевременный выход техники при возникновении неблагоприятных (опасных) метеорологических явлений;
- совместно с органами ГИБДД продолжить реализацию мер по предупреждению аварийных ситуаций на автомобильных дорогах;
- совместно с органами ГИБДД проводить разъяснительную работу с автовладельцами по заблаговременной смене летней резины на зимнюю, а также подготовке транспортных средств к эксплуатации в зимний период.
По предупреждению аварий на объектах ЖКХ и энергетики:
- обратить особое внимание на работу систем жизнеобеспечения на объектах социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей;
- проконтролировать готовность соответствующих служб к предупреждению и реагированию на факты аварий на коммунально-энергетических системах в соответствии с прогнозом;
- в случае отключения электроснабжения направить представителей (оперативные группы) администрации МО на социально значимые объекты и объекты жизнеобеспечения населения с целью проверки резервных источников питания, запасов ГСМ и готовности персонала данных объектов к проведению необходимых мероприятий, с указанным персоналом провести инструктажи.
По недопущению природных ЧС:
- организовать проведение разъяснительной работы с населением через средства массовой информации о соблюдении правил пожарной безопасности в быту и лесах, правил поведения на акваториях, мер безопасности при эксплуатации отопительных печей;
- организовать мероприятия в целях противодействия распространения коронавирусной инфекции в Республике Коми в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 15 марта 2020 года № 16 «О введении режима повышенной готовности»;
- совместно с подразделениями санитарно-эпидемиологического надзора организовать комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости ОРЗ и ОРВИ;
По недопущению происшествий с группами, находящимися на туристских маршрутах:
- органам местного самоуправления организовать работу с поисково-спасательными формированиями по контролю нахождения групп на туристических маршрутах;
- при угрозе возникновения происшествий органам местного самоуправления совместно с организациями, предоставляющими услуги туризма, проработать вопрос о закрытии туристических маршрутов;
- соблюдать порядок регистрации туристских групп в соответствии с установленными требованиями;
- обеспечить проведение (прохождение) инструктажа с туристическими группами (гражданами) по соблюдению правил безопасности.
По недопущению инцидентов, связанных с опасными (неблагоприятными) явлениями:
- организовать доведение ежедневного оперативного прогноза до населения, организаций и учреждений с круглосуточным пребыванием людей (детей), а также до организаторов и участников мероприятий с массовым сосредоточением людей, в случае проведения таковых мероприятий на территории МО, организаций (учреждений), предоставляющих услуги туризма, групп, спланированных к выходу на туристические маршруты, спасательных формирований;
- при поступлении штормовых предупреждений, провести оповещение (информирование) населения посредством всех имеющихся способов оповещения (информирования): РАСЦО «Парма», местные СМИ (телерадиовещание), интернет (официальный сайт администрации МО, официальная страница в социальных сетях, информагентства), СМС-оповещение, подворовой обход, путем привлечения автомобильной техники спецслужб, оборудованной громкоговорящей связью, о параметрах прогнозируемого природного явления с рекомендациями о соблюдении правил пожарной безопасности, соблюдении мер предосторожности;
- при поступлении штормового предупреждения рекомендуется обеспечить незамедлительное доведение прогнозной информации до соответствующих лиц с целью организации СМС-оповещения населения через операторов сотовой связи;
- организовать проверку готовности пунктов временного размещения населения и резервных источников электроснабжения;
- заблаговременно предусмотреть проведение заседания КЧС и ОПБ МО по подготовке к действиям в соответствии с прогнозируемыми рисками возникновения ЧС;
- уточнить планы действий и перечень мероприятий при введении режимов «ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ» и «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ», рассмотреть вопрос введения соответствующего режима функционирования для муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС и обеспечить проведение предусмотренных для соответствующего режима функционирования мероприятий;
- уточнить силы и средства, привлекаемые для ликвидации возможных ЧС и быть в готовности к их оперативному применению;
- главам (руководителям) администраций муниципальных образований рассмотреть вопрос введения соответствующего ре жима функционирования для Коми республиканской подсистемы РСЧС.