
Прогноз от Центра по гидрометеорологии и мониторингу среды Республики Коми
1. Оценка состояния явлений и параметров ЧС.
По Республике: В южных и центральных районах: Облачно с прояснениями. Осадки в виде дождя, мокрого снега, снега. Местами налипание мокрого снега. Ветер ЮЗ с переходом на С, СЗ 6-11 м/с, местами порывами до 14 м/с. Температура ночью в центральных районах -2...-7°С, в южных районах -1...+4°С, днем 0...+5°С.
В северных районах: Переменная облачность. Местами небольшой снег. Ветер З, СЗ 6-11 м/с. Температура ночью -11...-16°С, в отдельных районах -4...-9°С, днем 0...+5°С, на крайнем северо-востоке -1...-6°С.
По Сыктывкару: Облачно. Дождь, мокрый снег. Ветер ЮЗ с переходом на СЗ, С 7-12 м/с. Температура ночью -1...+1°С, днем +1...+3°С.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Опасные агрометеорологические явления: не прогнозируются.
Прогноз температуры по городам РК на 30 апреля 2025 года |
Фактические данные за 28 апреля 2025 года |
||
Города |
Min температура ночью |
Max температура днем |
Средняя суточная температура воздуха |
Воркута |
-12...-14 |
-3...-5 |
-5 |
Инта |
-12...-14 |
0...+2 |
-2 |
Усинск |
-12...-14 |
+2...+4 |
-3 |
Печора |
-12...-14 |
+2...+4 |
-1 |
Вуктыл |
-4...-6 |
+1...+3 |
-1 |
Ухта |
-4...-6 |
+1...+3 |
-1 |
Прогноз погоды на 1-2 мая 2025 года:
1 мая: Облачно с прояснениями. Местами небольшие осадки. Ветер СЗ, З 4-9 м/с, днем на северо-западе порывами до 14 м/с. Температура ночью -3...-8°С, на севере при прояснении -9...-14°С, днем +2...+7°С. В Воркутинском районе: Облачно с прояснениями. Без осадков. Ветер ЮЗ 5-10 м/с. Температура ночью -14...-19°С, днем -2...-7°С.
2 мая: Облачно с прояснениями. В отдельных северных районах небольшой снег. Ветер З, ЮЗ 3-8 м/с, днем порывами 12-14 м/с. Температура ночью 0...-5°С, днем +4...+9°С, на крайнем юге до +14°С. В Воркутинском районе: Облачно. Снег. Ветер ЮЗ 7-12 м/с, порывами 15-20 м/с, временами метель. Температура ночью -3...-8°С, днем +1...-4°С.
2. Радиационная, химическая, бактериологическая обстановка: в норме.
3. Гидрологическая обстановка:
В настоящее время опасных и неблагоприятных явлений на реках Республики Коми не зафиксировано.
На р. Сысола у п. Койгородок закончилось формирование максимального уровня воды — здесь в ходе уровней начался спад.
На р. Мезень у п. Разгорт наблюдается средний ледоход, ниже у д. Большая Пысса отмечается густой.
На реках Летка, Луза, Сысола, Локчим, на реках р. Вычегда, Вишера, Вашка чисто.
На р. Нившера у с. Троицк отмечается редкий ледоход.
Редкий ледоход сохраняется р. Вымь у п. Весляна и у п. Половники.
На р. Луза у с. Объячево, на р. Сысола у п. Первомайский, на р. Вишера у с. Лунь вода на пойме.
На реке Печоре начались подвижки льда в районе с. Усть-Унья (1647км). Голова ледохода сохраняется выше п.Мамыль (1481км), ниже отмечаются подвижки льда до п. Кырта (1077км), от п. Кырта до п.Усть-Соплеск (1007км) - ледостав с закраинами.
Начались подвижки льда на реке Ухте и на реке Ижме в районе с.Изваиль (434км). На реке Ижме на участке с.Усть-Ухта (321км) - с.Порожск (268км) наблюдается редкий ледоход, ниже до с.Кедвавом (211км) подвижки льда, до с.Ижма (82км) ледостав с закраинами.
На остальных участках рек Печорского бассейна сохраняется ледостав.
3.1. Опасные гидрологические явления: не прогнозируются.
3.2. Неблагоприятные гидрологические явления: не прогнозируются.
4. Биолого-социальная обстановка: на контроле.
5. Лесопожарная обстановка: не прогнозируются.
6. Прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
6.1. Природно-техногенные риски:
Возможны следующие ЧС, происшествия:
- существует риск нарушения в работе объектов энергоснабжения, обрыва ЛЭП (до 0,4) (Источник: физический износ, увеличения нагрузки на электросети в связи с использованием различного рода обогревательных устройств, налипание мокрого снега, порывы ветра);
- существует вероятность возникновения крупных ДТП, в т.ч. на опасных участках ФАД, возможны затруднения в движении на автодорогах (до 0,5), (Источник: изношенность дорожного полотна, нарушение ПДД, ухудшение видимости в ночное время и во время осадков);
Опасные участки ФАД Р-176 «ВЯТКА» Чебоксары– Сыктывкар:
№п/п |
Начало – окончание участка, км |
Район |
Протяженность, км |
Преобладающая ширина проезжей части, м |
1 |
785-779 |
Сыктывдинский |
6 км |
9 м |
2 |
777-767 |
11 км |
9 м |
|
3 |
765-759 |
6 км |
9 м |
|
4 |
724-711 |
Сысольский |
13 км |
9 м |
5 |
707-701 |
6 км |
9 м |
|
6 |
695-667 |
38 км |
9 м |
|
7 |
622-607 |
Прилузский |
15 км |
9 м |
8 |
601-585 |
16 км |
9 м |
|
9 |
549-523 |
26 км |
9 м |
6.2. Техногенные риски:
- существует риск возникновения техногенных пожаров в жилом секторе, на социально значимых объектах и др. назначения (с вероятностью до 0,5) (Источник: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, неисправность печного, газового или электрооборудования, увеличения нагрузки на электросети);
- существует вероятность несвоевременного оказания помощи населению и ликвидации других происшествий в связи с нарушением транспортного сообщения (с вероятность до 0,4) (Источник: повышенный износ и неудовлетворительное состояние дорожного полотна, ухудшение видимости в ночное время и во время осадков);
- возможно возникновение чрезвычайных ситуаций на магистральных, межпромысловых и промысловых участках нефте- и газопроводов в г. Сыктывкаре, Ухтинском, Воркутинском, Интинском, Печорском, Сосногорском, Усинском, Вуктыльском, Ижемском, Княжпогостском, Сыктывдинском, Троицко-Печорском, Усть-Вымском и Усть-Цилемском муниципальных образованиях Республики Коми (с вероятностью до 0,3) (Источник: подвижки грунта, износ оборудования, некачественный ремонт оборудования, брак строительно-монтажных работ, заводской дефект оборудования, несоблюдение правил безопасности);
- существует вероятность ЧС и аварий на шахтах в Воркутинском и Ухтинском муниципальных образованиях Республики Коми со смертельным исходом и тяжелыми последствиями (с вероятностью до 0,2) (Источник: неисправность оборудования, обрушение горных пород, возможное превышение предельно допустимой концентрации газа);
- существует риск происшествий и аварий на ж/д транспорте (с вероятностью до 0,3) (Источник: неисправность железнодорожных путей, нарушение правил эксплуатации и дефекты оборудования, нарушение ПДД водителями автотранспорта, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков, несвоевременная очистка ж/д путей);
- существует риск взрыва бытового газа (с вероятностью до 0,1) (Источник: изношенность и техническая неисправность оборудования, несанкционированные врезки в трубопроводы, неосторожное обращение с газом в быту);
- существует вероятность возникновения авиационных инцидентов, а также нарушения в работе аэропортов и вертолетных площадок (с вероятностью до 0,1) (Источник: неисправность оборудования, несоблюдение правил безопасности, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков, несвоевременная очистка взлетно-посадочных полос, порывы ветра);
- существует вероятность аварий на потенциально опасных и критически важных объектах (с вероятностью до 0,2) (Источник: дефекты оборудования, нарушения требований безопасности);
- возможны нарушения в работе объектов ЖКХ на территории республики повсеместно (с вероятностью до 0,4) (Источник: изношенность водопроводных, тепловых и канализационных сетей).
6.3. Природные ЧС:
- существует риск подтопления территорий и объектов инфраструктуры грунтовыми и талыми водами, а также при подъеме уровней воды в результате заторных явлений на реках Печорского бассейна;
- существует риск возникновения природных и ландшафтных пожаров по причине палов сухой растительности и выходов населения на природу;
- существует вероятность (до 0,4) подтопления низменных участков улиц и автомобильных дорог в период активного таяния снега и выпадения осадков по причине слабого пропуска воды ливневой канализацией и дренажной системой;
- существует вероятность (до 0,2) смещения понтонных переправ с мест установки, как следствие нарушение сообщения между населенными пунктами;
- в северной части республики существует риск травматизма и гибели людей от схода снега и наледи с крыш и козырьков зданий и сооружений, а также обрушение крыш зданий, в т.ч. имеющих большепролетные конструкции и объектов с массовым пребыванием людей под нагрузкой снежных масс;
- существует риск гибели населения на водных объектах, в том числе провала населения и техники под лёд в северной и центральной частях республики;
- существует вероятность (до 0,2) возникновения происшествий, связанных с произвольным сходом снежного покрова в гористой местности в местах нахождения населения (туристов) (Источник – скопление и сход снежных масс в горной местности);
- существует вероятность отравления людей угарным газом при неправильной топке печи или неисправности печи в домах, а также в гаражах при несоблюдении мер безопасности при прогреве автомобилей;
- по сведениям Управления Федеральной службы по надзору, в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми повышена вероятность заболеваемости населения ОРЗ и ОРВИ, энтеровирусными инфекциями;
- существует вероятность возникновения случаев заболевания клещевым энцефалитом (активный период жизнедеятельности клещей).
7. Рекомендации по предупреждению возможных рисков ЧС.
- организовать доведение ежедневного оперативного прогноза (в том числе штормовых предупреждений в случае поступления) до населения, организаций и учреждений с круглосуточным пребыванием людей (детей), детских оздоровительных лагерей и других оздоровительных учреждений, а также до организаторов и участников мероприятий с массовым сосредоточением людей, в случае проведения таковых мероприятий на территории МО, организаций (учреждений), предоставляющих услуги туризма, групп, спланированных к выходу на туристские маршруты, спасательных формирований;
- организовать информирование населения о параметрах прогнозируемых природных явлений с рекомендациями о соблюдении правил, норм безопасности и мер предосторожности. В случае поступления штормовых предупреждений посредством всех имеющихся способов оповещения (информирования): РАСЦО «Парма», местные СМИ (телерадиовещание), интернет (официальный сайт администрации МО, официальная страница в социальных сетях, информагентства), СМС-оповещение, подворовой обход, путем привлечения автомобильной техники спецслужб, оборудованной громкоговорящей связью, другими средствами и способами оповещения (информирования).
По недопущению происшествий на водных объектах:
- в целях недопущения возникновения инцидентов на акваториях республики организовать доведение информации до населения через СМИ и наглядную агитацию, контролировать выполнение мероприятий по охране жизни людей на водных объектах, выставить аншлаги, организовать размещение предупреждающих и запрещающих знаков;
- для недопущения гибели людей на акваториях осуществлять контроль выполнения мер безопасности, утверждённых постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 № 315 «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Республике Коми и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Коми».
По недопущению аварий на транспорте:
- организовать контроль состояния дорожного полотна, при необходимости закрыть участки дорог для движения, обеспечить освещение мостов и улиц, железнодорожных переездов, усилить контроль за соблюдением скоростного режима на дорогах общего пользования;
- поддерживать дорожные службы в готовности к немедленному реагированию на возможные неблагоприятные явления. Обеспечить своевременный выход техники при возникновении неблагоприятных (опасных) метеорологических явлений;
- совместно с органами ГИБДД продолжить реализацию мер по предупреждению аварийных ситуаций на автомобильных дорогах;
- совместно с органами ГИБДД проводить разъяснительную работу с автовладельцами по правилам эксплуатации автотранспорта в зимний период;
- организовать информирование населения о складывающейся обстановке на автодорогах (с учетом возможных ограничений), готовность мобильных и стационарных пунктов обогрева и питания.
По предупреждению аварий на объектах ЖКХ и энергетики:
- обратить особое внимание на работу систем жизнеобеспечения на объектах социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей;
- проконтролировать готовность соответствующих служб к предупреждению и реагированию на факты аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства и жизнеобеспечения населения;
- обеспечить готовность резервных источников питания электроснабжения.
По обеспечению жизнедеятельности и недопущению травматизма, гибели людей от схода снега, и наледи с крыш, и козырьков зданий и сооружений, а также обрушения зданий и сооружений под нагрузкой снежных масс:
- осуществлять постоянный мониторинг образования снежных масс и наледи на крышах и козырьках подведомственных зданий и сооружений, проводить работы по своевременной их очистке;
- своевременно проводить очистку снежных масс и наледи с крыш зданий (сооружений), в т.ч. имеющих большепролетные конструкции и предназначенных для массового скопления людей, в период оттепели особое внимание уделять зданиям и (сооружениям) со скатным типом крыш;
- работы проводить по очистке крыш и карнизов зданий от снега и льда с соблюдением правил техники безопасности и охраны труда (определить, обозначить и оградить территорию возможного падения снега, выставить дежурного работника для предупреждения пешеходов и сигнализации, работающим на крыше, использовать страховочные тросы);
- проводить работы по своевременной очистке и вывозу снега с подведомственных территорий;
- в целях предотвращения травматизма населения организовать отсыпку тротуаров, дворовой территории;
- размещать на информационных стендах объявления с предупреждениями граждан о проводимых мероприятиях по очистке снега и наледи с крыш и козырьков зданий и сооружений, о возможном сходе снега и наледи, ограждать опасные участки заградительными лентами;
- обеспечить своевременную очистку дорог от снега для беспрепятственного проезда техники в случае возникновения пожара и других происшествий, а также обеспечение доступности подъезда пожарной техники к источникам противопожарного водоснабжения.
По недопущению природных ЧС:
- организовать проведение дополнительных инструктажей по охране труда при работе в условиях низких температур;
- организовать проведение дополнительных занятий по оказанию первой помощи при обморожениях;
- организовать проведение разъяснительной работы с населением через средства массовой информации о соблюдении правил пожарной безопасности в быту и лесах, правил поведения на акваториях, мер безопасности при эксплуатации отопительных печей;
- совместно с подразделениями санитарно-эпидемиологического надзора организовать комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости ОРЗ и ОРВИ.
- проведение разъяснительной работы среди местного населения по профилактике бешенства у животных (вакцинация, ограничение контакта домашних животных с беспризорными).
- организовать контроль за проведением профилактических мероприятий клещевых инфекций, обратив особое внимание на разъяснительную работу с населением о мерах личной профилактики (закрытая одежда, периодический осмотр на наличие клещей, использование средств, обеспечивающих защиту от присасывания клещей, правильные действия при присасывании клещей к коже).
По недопущению происшествий с туристскими группами (туристами):
- рекомендовать населению ограничить пребывание в горной местности, где существует угроза произвольного схода снежных масс;
- организациям, осуществляющим услуги туристской сферы, ограничить пребывание туристов в местах возможного непроизвольного схода снежных масс;
- органам местного самоуправления организовать работу с поисково-спасательными формированиями по контролю нахождения групп на туристических маршрутах;
- при угрозе возникновения происшествий органам местного самоуправления совместно с организациями, предоставляющими услуги туризма, проработать вопрос о закрытии туристских маршрутов;
- соблюдать порядок регистрации туристских групп в соответствии с установленными требованиями;
- обеспечить проведение (прохождение) инструктажа с туристическими группами (гражданами) по соблюдению правил безопасности.
По недопущению инцидентов, связанных с опасными (неблагоприятными) явлениями:
- организовать доведение ежедневного оперативного прогноза до населения, организаций и учреждений с круглосуточным пребыванием людей (детей), а также до организаторов и участников мероприятий с массовым сосредоточением людей, организаций (учреждений), предоставляющих услуги туризма, групп, спланированных к выходу на туристские маршруты, спасательных формирований;
- при поступлении штормовых предупреждений, провести оповещение (информирование) населения посредством всех имеющихся способов оповещения (информирования): РАСЦО «Парма», местные СМИ (телерадиовещание), интернет (официальный сайт администрации МО, официальная страница в социальных сетях, информагентства), СМС-оповещение, подворовой обход, путем привлечения автомобильной техники спецслужб, оборудованной громкоговорящей связью, о параметрах прогнозируемого природного явления с рекомендациями о соблюдении правил пожарной безопасности, соблюдении мер предосторожности;
- при поступлении штормового предупреждения рекомендуется обеспечить незамедлительное доведение прогнозной информации до соответствующих лиц с целью организации СМС-оповещения населения через операторов сотовой связи;
- организовать проверку готовности пунктов временного размещения населения и резервных источников электроснабжения;
- заблаговременно предусмотреть проведение заседания КЧС и ОПБ МО по подготовке к действиям в соответствии с прогнозируемыми рисками возникновения ЧС;
- рассмотреть вопрос введения соответствующего режима функционирования для муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС и обеспечить проведение предусмотренных для соответствующего режима функционирования мероприятий;
- уточнить силы и средства, привлекаемые для ликвидации возможных ЧС и быть в готовности к их оперативному применению.
По недопущению пожаров:
- совместно с органами внутренних дел и жилищно-эксплуатационными организациями проводить работу по профилактике правонарушений в области пожарной безопасности в местах возможного проживания лиц без определенного места жительства, в неблагополучных семьях и среди граждан, ведущих антисоциальный образ жизни;
- совместно с жилищно-эксплуатационными организациями провести проверки распределительных щитов, монтажа электропроводки;
- организовать профилактические мероприятия по устранению нарушений правил эксплуатации пиротехнических изделий среди населения;
- совместно с обслуживающими организациями провести разъяснительную работу среди населения о соблюдении требований пожарной безопасности в быту, о правилах устройства и эксплуатации отопительных и электронагревательных приборов, правилах использования открытого огня, в том числе при курении, предупреждения пожаров на автотранспортных средствах, а также о недопустимости оставления несовершеннолетних без присмотра;
- проводить обучение населения мерам пожарной безопасности при поквартирных обходах, проверках жилых домов, на собраниях жильцов и в учебно-консультационных пунктах при администрациях районов города;
- организовать размещение в СМИ, интернет-ресурсах (сайты, социальные сети, и др.) о происшедших пожарах и последствий от них, соблюдении требований пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре;
- обеспечить проведение профилактической работы в образовательных учреждениях, с родительскими комитетами, непосредственно с родителями и опекунами о мерах пожарной безопасности в жилье, запрете оставления детей одних без присмотра;
- организовать взаимодействие с организациями-балансодержателями источников противопожарного водоснабжения по обеспечению работоспособности данных источников, своевременной очистке подъездных путей к ним;
- обеспечить контроль над выявлением термически активных точек на территории муниципального образования, своевременную их проверку (в том числе с использованием информационного портала и мобильного приложения МЧС России «Термические точки») и оперативное реагирование в случае обнаружения возгорания;
- обеспечить доступность подъезда пожарной техники к источникам противопожарного водоснабжения;
- организовать проведение внеплановых противопожарных инструктажей с работниками о соблюдении требований пожарной безопасности на рабочих местах, быту, о правилах устройства и эксплуатации отопительных и электронагревательных приборов, правилах использования открытого огня, в том числе при курении, эксплуатации пиротехнической продукции, предупреждения пожаров на автотранспортных средствах, а также о недопустимости оставления несовершеннолетних без присмотра;
- обеспечить контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации отопительных печей и теплогенерирующих установок на подведомственных объектах;
- организовать проведение дополнительных проверок (ревизий) электрооборудования и повседневного контроля его состояния на подведомственных объектах, а также выполнение мероприятий, направленных на недопущение эксплуатации электропроводов и кабелей, имеющих повреждения изоляции, неисправных и нестандартных (самодельных) электроприборов, несертифицированных аппаратов защиты электрических цепей. Принимать оперативные меры по ремонту и замене электроустановок и электроприборов, не прошедших соответствующих испытания (осмотры), имеющие повреждения или превышение срока службы;
- обеспечить контроль за соблюдением противопожарного режима на подведомственных объектах;
- обеспечить работоспособность источников противопожарного водоснабжения, своевременную очистку подъездных путей к ним.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ЕСЛИ ПРОВАЛИЛИСЬ ПОД ЛЕД!
Удерживайтесь на плаву, держите голову над водой, зовите на помощь. Не паникуйте, попытайтесь сбросить тяжелые вещи. Повернитесь в ту сторону, откуда пришли – там лед уже выдерживал ваш вес. Обопритесь на край льдины широко расставленными руками. Навалитесь на край льдины грудью, попытайтесь подтянуться и поочередно вытащить ноги на льдину. После выхода из воды на лед вставать и бежать нельзя, поскольку можно снова провалиться. Нужно двигаться к берегу ползком или перекатываясь.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ЧЕЛОВЕКУ, ПРОВАЛИВШЕМУСЯ ПОД ЛЕД!
Крикните пострадавшему, что к нему идет помощь. Если человек провалился недалеко от берега, можно бросить ему веревку, шарф, подать длинную палку, доску, лестницу. Попробуйте аккуратно подползти к пострадавшему, подать руку и вытащить за одежду. Помогать могут одновременно несколько человек, не подползая на край пролома, держа друг друга за ноги. Действовать нужно решительно, смело, быстро, поскольку пострадавший теряет силы и замерзает и может утонуть. После извлечения пострадавшего из ледяной воды его нужно согреть.
ПАЛ СУХОЙ ТРАВЫ ОПАСЕН! Причинами горения сухой травы может быть неосторожность с огнем, детская шалость или даже намеренный поджог. Некоторые граждане считают, что зола от сухой травы удобряет почву. Однако это не совсем правильно – при горении сухой травы от огня и дыма гибнут полезные микроорганизмы в почве, проснувшиеся в земле после долгой зимы насекомые.
Ни в коем случае, находясь на открытом пространстве, не допускайте:
пал сухой травы;
неконтролируемое сжигание мусора;
будьте осторожны при курении: непотушенный окурок или спичка в условиях сухой погоды легко приводят к возгоранию!
ОБРАЩАЕМСЯ К РОДИТЕЛЯМ:
Если вы отдыхаете на дачном участке с детьми – следите за их играми или организуйте их досуг. Помните – дети очень любопытны ко всему, что связано с огнем.
Не оставляйте малолетних детей без присмотра, даже на короткое время;
Не оставляйте в легко доступных местах спички, зажигалки (храните их в недоступных для детей местах).
Не поручайте детям следить за топкие печи;
Не разрешайте ребятам жечь сухую траву, разводить костры на дачных участках.
Учите своих детей правилам пожарной безопасности, прививайте им культуру пожаробезопасного поведения.