Прогноз от Центра по гидрометеорологии и мониторингу среды Республики Коми
1. Оценка состояния явлений и параметров ЧС.
По Республике: На северо-востоке: Облачно с прояснениями. Временами ночью небольшой снег, днем небольшие осадки (снег, мокрый снег). В Воркутинском районе метель. Ветер СЗ, С 7-12 м/с, в Воркутинском районе порывы 15-17 м/с. Температура ночью -2...-7, днем -1...+4°С.
На юго-западе: Облачно с прояснениями. Местами осадки (дождь, ночью и утром со снегом), ночью на крайнем юге гроза. Ветер В, СВ 4-9 м/с, в отдельных районах порывами до 14 м/с. Температура ночью -1...+4, на крайнем юге +5...+10, днем +8...+13°С.
На остальной территории: Малооблачно. Без осадков. Ветер северной четверти 5-10 м/с. Температура ночью -4...-9, местами -3...+2, днем +4...+9°С.
По Сыктывкару: Переменная облачность. Ночью и утром небольшие осадки (дождь, дождь со снегом). Ветер СВ 4-9 м/с. Температура ночью +1...+3, днем +11...+13°С.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Прогноз температуры по городам РК на 29 мая 2024 года |
Фактические данные за 27 мая 2024 года |
||
Города |
Min температура ночью |
Max температура днем |
Средняя суточная температура воздуха |
Воркута |
-5...-7 |
-1...-3 |
-2 |
Инта |
-5...-7 |
-1...+1 |
0 |
Усинск |
-4...-6 |
0...+2 |
2 |
Печора |
-2...-4 |
+2...+4 |
3 |
Вуктыл |
-5...-7 |
+3...+5 |
3 |
Ухта |
-4...-6 |
+6...+8 |
6 |
Прогноз погоды на 30-31 мая 2024 года
Переменная облачность. Преимущественно без осадков. Ветер переменный 2-5 м/с. Температура 30.05 ночью 0...-5, на крайнем юге 0...+5, днем +7...+12, на северо-востоке +3...+8, на юго-западе +15...+20, 31.05 ночью +2...+7, местами -3...+2, днем +12...+17, местами +19...+24°С. На крайнем северо-востоке: Облачно с прояснениями. Ветер З, СЗ 5-10 м/с, порывами 12-14 м/с. Температура ночью -2...-7, днем +4...-1°С.
2. Радиационная, химическая, бактериологическая обстановка: в норме.
3. Гидрологическая обстановка:
В настоящее время опасных и неблагоприятных явлений на реках Республики Коми не зафиксировано.
На реках крайнего юга, на реках Вычегодского и Мезенского бассейнов в ходе уровней наблюдаются спады.
На реке Печоре на участке г/п Усть-Кожва (869 км) — п. Верхнее Бугаево (364 км) наблюдается ледоход различной интенсивности. Голова ледохода развивается на участке п. В. Бугаево — п. Окунево (324 км), ниже подвижки льда до г/п Ермицы (240 км).
Отмечаются подвижки льда на реке Усе в районе г/п Усинск и в нижнем течении реки Колвы.
На р. Печора у с. Щелья-Юр вода вышла на пойму.
На р. Вычегда у п. Помоздино вода вошла в русло.
На р. Вишера у с. Лунь, на р. Вашка у с. Вендинга, на р. Пижма у д. Боровая, на р. Печора у с. Усть-Уса и у с. Усть-Цильма вода на пойме.3.1. Опасные гидрологические явления: не прогнозируются.
3.2. Неблагоприятные гидрологические явления: не прогнозируются.
4. Биолого-социальная обстановка: на контроле.
5. Лесопожарная обстановка: 29-31 мая в северных районах пожароопасность будет отсутствовать. В южных районах 29 мая ожидается I, местами II-III класс, 30-31 мая II-III, местами IV класс пожароопасности.
6. Прогноз рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
6.1. Природно-техногенные риски:
Возможны следующие происшествия, по параметрам не попадающие под критерии ЧС:
- существует вероятность возникновения природных (ландшафтных) пожаров вблизи населенных пунктов и объектов экономики (Источник: неосторожное обращение с огнем, пал сухой растительности, порывы ветра);
- существует риск нарушения в работе объектов энергоснабжения, обрыва ЛЭП (до 0,5) (Источник: физический износ, увеличения нагрузки на электросети в связи с использованием различного рода обогревательных устройств, налипание мокрого снега, порывы ветра);
- существует вероятность возникновения крупных ДТП, в т.ч. на опасных участках ФАД, возможны затруднения в движении на автодорогах (до 0,5), (Источник: изношенность дорожного полотна, нарушение ПДД, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков, метель).
Опасные участки ФАД Р-176 «ВЯТКА» Чебоксары– Сыктывкар:
№п/п |
Начало – окончание участка, км |
Район |
Протяженность, км |
Преобладающая ширина проезжей части, м |
1 |
785-779 |
Сыктывдинский |
6 км |
9 м |
2 |
777-767 |
11 км |
9 м |
|
3 |
765-759 |
6 км |
9 м |
|
4 |
724-711 |
Сысольский |
13 км |
9 м |
5 |
707-701 |
6 км |
9 м |
|
6 |
695-667 |
38 км |
9 м |
|
7 |
622-607 |
Прилузский |
15 км |
9 м |
8 |
601-585 |
16 км |
9 м |
|
9 |
549-523 |
26 км |
9 м |
- в связи с ухудшением состояния дорожного полотна (кашеобразностью), а также несвоевременной уборкой прогнозируется затруднительный проезд к населённым пунктам, заторы.
6.2. Техногенные риски:
- существует риск возникновения техногенных пожаров в жилом секторе, на социально значимых объектах и др. назначения (с вероятностью до 0,5) (Источник: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, неисправность печного, газового или электрооборудования, увеличения нагрузки на электросети);
- возможно возникновение чрезвычайных ситуаций на магистральных, межпромысловых и промысловых участках нефте- и газопроводов в г. Сыктывкаре, Ухтинском, Воркутинском, Интинском, Печорском, Сосногорском, Усинском, Вуктыльском, Ижемском, Княжпогостском, Сыктывдинском, Троицко-Печорском, Усть-Вымском и Усть-Цилемском муниципальных образованиях Республики Коми (с вероятностью до 0,3) (Источник: подвижки грунта, износ оборудования, некачественный ремонт оборудования, брак строительно-монтажных работ, заводской дефект оборудования, несоблюдение правил безопасности);
- существует вероятность ЧС и аварий на шахтах в Воркутинском и Ухтинском муниципальных образованиях Республики Коми со смертельным исходом и тяжелыми последствиями (с вероятностью до 0,2) (Источник: неисправность оборудования, обрушение горных пород, возможное превышение предельно допустимой концентрации газа);
- существует риск происшествий и аварий на ж/д транспорте (с вероятностью до 0,3) (Источник: неисправность железнодорожных путей, нарушение правил эксплуатации и дефекты оборудования, нарушение ПДД водителями автотранспорта, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков);
- существует риск взрыва бытового газа (с вероятностью до 0,1) (Источник: изношенность и техническая неисправность оборудования, несанкционированные врезки в трубопроводы, неосторожное обращение с газом в быту);
- существует вероятность возникновения авиационных инцидентов, а также нарушения в работе аэропортов и вертолетных площадок (с вероятностью до 0,1) (Источник: неисправность оборудования, несоблюдение правил безопасности, ухудшение видимости в ночное время и во время выпадения осадков, порывы ветра, метель);
- существует вероятность аварий на потенциально опасных и критически важных объектах (с вероятностью до 0,2) (Источник: дефекты оборудования, нарушения требований безопасности);
- возможны нарушения в работе объектов ЖКХ на территории республики повсеместно (с вероятностью до 0,4) (Источник: изношенность водопроводных, тепловых и канализационных сетей).
6.3. Природные ЧС:
- существует вероятность (до 0,4) подтопления низменных участков улиц и автомобильных дорог в период активного таяния снега и выпадения осадков по причине слабого пропуска воды ливневой канализацией и дренажной системой, а также по причине заторов на реках республики;
- существует вероятность (до 0,2) возникновения происшествий, связанных с произвольным сходом снежного покрова в гористой местности в местах нахождения населения (туристов) (Источник – сход снежных масс в горной местности);
- существует вероятность (до 0,2) смещения понтонных переправ с мест установки, повреждения мостов, как следствие нарушение сообщения между населенными пунктами;
- в северных районах существует риск происшествий, связанный с провалом населения и техники под лед;
- в северных районах существует риск травматизма населения, обусловленный гололедицей на дорогах, тротуарах и дворовых территориях;
- в период отопительного сезона существует вероятность отравления людей угарным газом при неправильной топке печи или неисправности печи в домах, а также в гаражах при несоблюдении мер безопасности при прогреве автомобилей;
- по сведениям Управления Федеральной службы по надзору, в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми повышена вероятность заболеваемости населения ОРЗ и ОРВИ, энтеровирусными инфекциями. В связи с распространением коронавирусной инфекции существует риск увеличения числа заболевших, с угрозой летального исхода;
- в соответствии с протоколом от «Республиканской ветеринарной лаборатории» о случае исследований материалов павшего животного с подтверждением наличия у павшего животного (лиса) заболевания бешенство на территории Республики Коми, существует риск увеличения числа заболевших, с угрозой летального исхода.
- существует риск распространения инфекционной анемии лошадей, выявленный на территории поселка Шудаяг МО ГО «Ухта».
- существует вероятность возникновения случаев заболевания клещевым энцефалитом (активный период жизнедеятельности клещей);
7. Рекомендации по предупреждению возможных рисков ЧС Ф и ТП РСЧС.
- организовать доведение ежедневного оперативного прогноза (в том числе штормовых предупреждений в случае поступления) до населения, организаций и учреждений с круглосуточным пребыванием людей (детей), детских оздоровительных лагерей и других оздоровительных учреждений, а также до организаторов и участников мероприятий с массовым сосредоточением людей, в случае проведения таковых мероприятий на территории МО, организаций (учреждений), предоставляющих услуги туризма, групп, спланированных к выходу на туристические маршруты, спасательных формирований;
- организовать информирование населения о параметрах прогнозируемых природных явлений с рекомендациями о соблюдении правил, норм безопасности и мер предосторожности. В случае поступления штормовых предупреждений посредством всех имеющихся способов оповещения (информирования): РАСЦО «Парма», местные СМИ (телерадиовещание), интернет (официальный сайт администрации МО, официальная страница в социальных сетях, информагентства), СМС-оповещение, подворовой обход, путем привлечения автомобильной техники спецслужб, оборудованной громкоговорящей связью, другими средствами и способами оповещения (информирования).
По безопасному пропуску весеннего половодья:
- организовать работу территориальных звеньев РСЧС в соответствии с планами предупреждения чрезвычайных ситуаций, связанных с высокими уровнями воды;
- организовать мониторинг обстановки, в том числе с использованием ресурсов космического мониторинга;
- регулярно проводить информирование населения посредством всех имеющихся способов о параметрах прохождения весеннего половодья с рекомендациями о соблюдении правил безопасности и мер предосторожности;
- на период весеннего половодья обеспечить транспортное сообщение аварийных и экстренных служб, а также необходимые мероприятия по обеспечению жизненно-важных запасов для населения и бесперебойного функционирования организаций, учреждений и других общественных объединений;
- при необходимости организовать устройство временных объездных путей подтапливаемых участков автодорог.
По недопущению происшествий на водных объектах:
- в целях недопущения возникновения инцидентов, связанных с несанкционированным передвижением по льду, а также провала под лед людей и техники, на акваториях республики организовать доведение информации до населения через СМИ и наглядную агитацию, контролировать выполнение мероприятий по охране жизни людей на водных объектах, выставить аншлаги, организовать размещение предупреждающих и запрещающих знаков;
- для недопущения гибели людей на акваториях осуществлять контроль выполнения мер безопасности, утверждённых постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 № 315 «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Республике Коми и Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Республике Коми»;
- в целях недопущения сдвига понтонных переправ с мест установки организовать своевременное размещение вдоль берега реки, при необходимости поднять аппарели для ограничения движения автомобилей.
По недопущению травматизма и гибели людей от схода снега, и наледи с крыш, и козырьков зданий и сооружений, а также обрушения зданий и сооружений под нагрузкой снежных масс:
- осуществлять постоянный мониторинг образования снежных масс и наледи на крышах и козырьках подведомственных зданий и сооружений, проводить работы по своевременной их очистке;
- работы проводить с соблюдением правил по технике безопасности и охране труда по очистке крыш и карнизов зданий от снега и льда (определить, обозначить и оградить территорию возможного падения снега, выставить дежурного работника для предупреждения пешеходов и сигнализации, работающим на крыше, использовать страховочные тросы), размещать на информационных стендах объявления с предупреждениями граждан о проводимых мероприятиях по очистке снега и наледи, о возможном сходе снега и наледи, ограждать опасные участки заградительными лентам;
- в целях предотвращения травматизма населения организовать отсыпку тротуаров, дворовой территории.
По недопущению аварий на транспорте:
- организовать контроль состояния дорожного полотна, при необходимости закрыть участки дорог для движения, обеспечить освещение мостов и улиц, железнодорожных переездов, усилить контроль за соблюдением скоростного режима на дорогах общего пользования;
- организовать заблаговременную расчистку ливневой канализации и дренажных систем в населенных пунктах, в первую очередь в местах, подверженных угрозе подтопления при обильных осадках (таянии снега);
- организовать заблаговременную расчистку водопропускных систем во избежание размыва и подтапливания дорог;
- поддерживать дорожные службы в готовности к немедленному реагированию на возможные неблагоприятные явления. Обеспечить своевременный выход техники при возникновении неблагоприятных (опасных) метеорологических явлений;
- совместно с органами ГИБДД продолжить реализацию мер по предупреждению аварийных ситуаций на автомобильных дорогах;
- организовать информирование населения о складывающейся обстановке на автодорогах (с учетом возможных ограничений), готовность мобильных и стационарных пунктов обогрева и питания.
По предупреждению аварий на объектах ЖКХ и энергетики:
- обратить особое внимание на работу систем жизнеобеспечения на объектах социальной защиты населения, здравоохранения и образования с круглосуточным пребыванием людей;
- проконтролировать готовность соответствующих служб к предупреждению и реагированию на факты аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства и жизнеобеспечения населения;
- обеспечить готовность резервных источников питания.
По недопущению природных ЧС:
- организовать проведение разъяснительной работы с населением через средства массовой информации о соблюдении правил пожарной безопасности в быту и лесах, правил поведения на акваториях, мер безопасности при эксплуатации отопительных печей;
- организовать взаимодействие с гидрологической службой муниципального образования, главами, старостами сельских поселений по уточнению уровней на акваториях и своевременное доведение информации до взаимодействующих служб и населения;
- совместно с подразделениями санитарно-эпидемиологического надзора организовать комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня заболеваемости ОРЗ и ОРВИ.
- проведение разъяснительной работы среди местного населения по профилактике бешенства у животных (вакцинация, ограничение контакта домашних животных с беспризорными)
- организовать контроль за проведением профилактических мероприятий клещевых инфекций, обратив особое внимание на разъяснительную работу с населением о мерах личной профилактики (закрытая одежда, периодический осмотр на наличие клещей, использование средств, обеспечивающих защиту от присасывания клещей, правильные действия при присасывании клещей к коже).
По недопущению происшествий с группами, находящимися на туристских маршрутах:
- рекомендовать населению ограничить пребывание в горной местности, где существует угроза произвольного схода снежных масс;
- организациям, осуществляющим услуги туристской сферы, ограничить пребывание туристов в местах возможного непроизвольного схода снежных масс;
- органам местного самоуправления организовать работу с поисково-спасательными формированиями по контролю нахождения групп на туристических маршрутах;
- при угрозе возникновения происшествий органам местного самоуправления совместно с организациями, предоставляющими услуги туризма, проработать вопрос о закрытии туристических маршрутов;
- соблюдать порядок регистрации туристских групп в соответствии с установленными требованиями;
- обеспечить проведение (прохождение) инструктажа с туристическими группами (гражданами) по соблюдению правил безопасности.
По недопущению инцидентов, связанных с опасными (неблагоприятными) явлениями:
- организовать доведение ежедневного оперативного прогноза до населения, организаций и учреждений с круглосуточным пребыванием людей (детей), а также до организаторов и участников мероприятий с массовым сосредоточением людей, организаций (учреждений), предоставляющих услуги туризма, групп, спланированных к выходу на туристские маршруты, спасательных формирований;
- при поступлении штормовых предупреждений, провести оповещение (информирование) населения посредством всех имеющихся способов оповещения (информирования): РАСЦО «Парма», местные СМИ (телерадиовещание), интернет (официальный сайт администрации МО, официальная страница в социальных сетях, информагентства), СМС-оповещение, подворовой обход, путем привлечения автомобильной техники спецслужб, оборудованной громкоговорящей связью, о параметрах прогнозируемого природного явления с рекомендациями о соблюдении правил пожарной безопасности, соблюдении мер предосторожности;
- при поступлении штормового предупреждения рекомендуется обеспечить незамедлительное доведение прогнозной информации до соответствующих лиц с целью организации СМС-оповещения населения через операторов сотовой связи;
- организовать проверку готовности пунктов временного размещения населения и резервных источников электроснабжения;
- заблаговременно предусмотреть проведение заседания КЧС и ОПБ МО по подготовке к действиям в соответствии с прогнозируемыми рисками возникновения ЧС;
- рассмотреть вопрос введения соответствующего режима функционирования для муниципального звена Коми республиканской подсистемы РСЧС и обеспечить проведение предусмотренных для соответствующего режима функционирования мероприятий;
- уточнить силы и средства, привлекаемые для ликвидации возможных ЧС и быть в готовности к их оперативному применению.
По недопущению пожаров:
Для органов местного самоуправления и государственной противопожарной службы:
- совместно с органами внутренних дел и жилищно-эксплуатационными организациями проводить работу по профилактике правонарушений в области пожарной безопасности в местах возможного проживания лиц без определенного места жительства, в неблагополучных семьях и среди граждан, ведущих антисоциальный образ жизни;
- совместно с жилищно-эксплуатационными организациями провести проверки распределительных щитов, монтажа электропроводки;
- организовать профилактические мероприятия по устранению нарушений правил эксплуатации пиротехнических изделий среди населения;
- совместно с обслуживающими организациями провести разъяснительную работу среди населения о соблюдении требований пожарной безопасности в быту, о правилах устройства и эксплуатации отопительных и электронагревательных приборов, правилах использования открытого огня, в том числе при курении, предупреждения пожаров на автотранспортных средствах, а также о недопустимости оставления несовершеннолетних без присмотра;
- проводить обучение населения мерам пожарной безопасности при поквартирных обходах, проверках жилых домов, на собраниях жильцов и в учебно-консультационных пунктах при администрациях районов города;
- организовать размещение в СМИ, интернет-ресурсах (сайты, социальные сети, и др.) о происшедших пожарах и последствий от них, соблюдении требований пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре;
- обеспечить проведение профилактической работы в образовательных учреждениях, с родительскими комитетами, непосредственно с родителями и опекунами о мерах пожарной безопасности в жилье, запрете оставления детей одних без присмотра;
- организовать взаимодействие с организациями-балансодержателями источников противопожарного водоснабжения по обеспечению работоспособности данных источников, своевременной очистке подъездных путей к ним;
- обеспечить контроль над выявлением термически активных точек на территории муниципального образования, своевременную их проверку (в том числе с использованием информационного портала и мобильного приложения МЧС России «Термические точки») и оперативное реагирование в случае обнаружения возгорания;
- обеспечить своевременную очистку дорог от снега для беспрепятственного проезда пожарной техники в случае возникновения пожара, а также обеспечение доступности подъезда пожарной техники к источникам противопожарного водоснабжения.
Для руководителей организаций:
- организовать проведение внеплановых противопожарных инструктажей с работниками о соблюдении требований пожарной безопасности на рабочих местах, быту, о правилах устройства и эксплуатации отопительных и электронагревательных приборов, правилах использования открытого огня, в том числе при курении, эксплуатации пиротехнической продукции, предупреждения пожаров на автотранспортных средствах, а также о недопустимости оставления несовершеннолетних без присмотра;
- обеспечить контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при эксплуатации отопительных печей и теплогенерирующих установок на подведомственных объектах;
- организовать проведение дополнительных проверок (ревизий) электрооборудования и повседневного контроля его состояния на подведомственных объектах, а также выполнение мероприятий, направленных на недопущение эксплуатации электропроводов и кабелей, имеющих повреждения изоляции, неисправных и нестандартных (самодельных) электроприборов, несертифицированных аппаратов защиты электрических цепей. Принимать оперативные меры по ремонту и замене электроустановок и электроприборов, не прошедших соответствующих испытания (осмотры), имеющие повреждения или превышение срока службы;
- обеспечить контроль за соблюдением противопожарного режима на подведомственных объектах;
- обеспечить работоспособность источников противопожарного водоснабжения, своевременную очистку подъездных путей к ним.